Как я писала триолет

Решила я освоить твёрдые формы стихосложения.
Начать решила с триолета. Надо бы было с двустиший начать, но так уж вышло.
Итак, триолет.

Внимательно прочитала определение.

Триолет – твёрдая форма стихосложения, состоящая из восьми стихов на две рифмы.
При этом первый стих в обязательном порядке повторяется в четвёртой и седьмой, а второй стих — в завершающей строке.

Рифменная схема, где заглавными буквами обозначены повторяющиеся строки:
ABaA abAB или ABbA baAB

В чём фишка повторов целых стихов? – задалась я вопросом.
Нашла ответ:
Повторы стихов – это не рефрены, они должны тесно сплетаться с тканью стихотворения дважды:
– первый стих повторяется в точности в четвертом стихе;
– первый и второй стихи повторяются в неизменном виде в седьмом и восьмом стихах.

Так, хорошо, а размер? Вычитала, что наиболее используемым стихотворным размером триолета является четырёхстопный ямб.

Захотелось посмотреть, а как это выглядит в реальном стихотворении.
Предлагался триолет Валерия Брюсова

Твой лик загадочный и нежный,
Как отраженье в глубине,
Склонился медленно ко мне.
Твой лик загадочный и нежный
Возник в моем тревожном сне.
Встречаю призрак неизбежный:
Твой лик, загадочный и нежный,
Как отраженье в глубине.

Понравилось)
Почитала триолеты Бальмонта, Северянина, Сологуба, Иосифа Каллиникова.
У Калинникова понравилось:

Какая сладкая отрава –
Легко звенящий триолет!
Его изящная оправа,
Какая сладкая отрава
И вечно детская забава,
Когда владеет ей поэт.
Какая сладкая отрава
Легко звенящий триолет.

Писалось, что допустимы и пяти, и шестистопный ямб, и другие размеры.
Отлично, значит, всё-таки какая-то свобода допускается.
Попробовать написать самой?

ОК, но я не хочу писать простой набор слов и рифм.
Напишу-ка философское. Есть у меня увлечение: поэтизировать мудрые высказывания, которые мне нравятся, и хочется по их поводу поразмышлять в стихах.
Любимое у Экзюпери: “Если идти все время прямо, далеко не уйдёшь”. О неидеальности прописных истин. Вот говорят: я всегда говорю прямо, я иду напрямик, поговорим напрямую… Не всегда в итоге результат хороший, так ведь? Решила написать триолет об этом.

Итак, писать буду… ммм … о том, что путь напрямик не позволяет воспользоваться всей палитрой жизни. Это смысл. Сверхзадача – побудить читателя с другого угла осмыслить привычное.

Тааак… Ловим первую строчку….

—- когда идти всё время прямо…

Строчка важна, ей нужно повториться ещё дважды, в 4-м и 8-м стихах.

Ловим вторую строку…

—- уйти не сможешь далеко.

Третья строчка и рифмовка бб.:
—- наш мир – игольное ушко…
(иии повторяется первая строка!) Получилось:

Когда идти всё время прямо,
уйти не сможешь далеко.
Наш мир – игольное ушко –
когда идти всё время прямо.

Смысл прошёл? Вроде, да. Дальше по схеме, рифмуем со второй строкой, а следующую – с первой:
—– и лес, и луг, и озерко –
—- всё будет скрыто жёсткой рамой.

Это я добавила образ – жизнь, как пейзаж.
И – вуаля! – повторяются первые две строчки. Как резюме.

И лес, и луг, и озерко –
всё будет скрыто жёсткой рамой.
Когда идти всё время прямо,
уйти не сможешь далеко.

Уау… Я написала триолет. Вот:

Когда идти всё время прямо,
уйти не сможешь далеко.
Наш мир – игольное ушко –
когда идти всё время прямо.
И лес, и луг, и озерко –
всё будет скрыто жёсткой рамой.
Когда идти всё время прямо,
уйти не сможешь далеко.

Проверяю схему рифмовки. Итожу: выразила ли задуманный смысл? Думаю, да, как смогла.
Для меня важна целостность стихотворения. Есть? Как будто, да – смысловая, ритмическая, образная. Остаётся надеяться, что и сверхзадача будет достигнута.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *