Решила я освоить твёрдые формы стихосложения.
Начать решила с триолета. Надо бы было с двустиший начать, но так уж вышло.
Итак, триолет.
Внимательно прочитала определение.
Триолет – твёрдая форма стихосложения, состоящая из восьми стихов на две рифмы.
При этом первый стих в обязательном порядке повторяется в четвёртой и седьмой, а второй стих — в завершающей строке.
Рифменная схема, где заглавными буквами обозначены повторяющиеся строки:
ABaA abAB или ABbA baAB
В чём фишка повторов целых стихов? – задалась я вопросом.
Нашла ответ:
Повторы стихов – это не рефрены, они должны тесно сплетаться с тканью стихотворения дважды:
– первый стих повторяется в точности в четвертом стихе;
– первый и второй стихи повторяются в неизменном виде в седьмом и восьмом стихах.
Так, хорошо, а размер? Вычитала, что наиболее используемым стихотворным размером триолета является четырёхстопный ямб.
Захотелось посмотреть, а как это выглядит в реальном стихотворении.
Предлагался триолет Валерия Брюсова
Твой лик загадочный и нежный,
Как отраженье в глубине,
Склонился медленно ко мне.
Твой лик загадочный и нежный
Возник в моем тревожном сне.
Встречаю призрак неизбежный:
Твой лик, загадочный и нежный,
Как отраженье в глубине.
Понравилось)
Почитала триолеты Бальмонта, Северянина, Сологуба, Иосифа Каллиникова.
У Калинникова понравилось:
Какая сладкая отрава –
Легко звенящий триолет!
Его изящная оправа,
Какая сладкая отрава
И вечно детская забава,
Когда владеет ей поэт.
Какая сладкая отрава
Легко звенящий триолет.
Писалось, что допустимы и пяти, и шестистопный ямб, и другие размеры.
Отлично, значит, всё-таки какая-то свобода допускается.
Попробовать написать самой?
ОК, но я не хочу писать простой набор слов и рифм.
Напишу-ка философское. Есть у меня увлечение: поэтизировать мудрые высказывания, которые мне нравятся, и хочется по их поводу поразмышлять в стихах.
Любимое у Экзюпери: “Если идти все время прямо, далеко не уйдёшь”. О неидеальности прописных истин. Вот говорят: я всегда говорю прямо, я иду напрямик, поговорим напрямую… Не всегда в итоге результат хороший, так ведь? Решила написать триолет об этом.
Итак, писать буду… ммм … о том, что путь напрямик не позволяет воспользоваться всей палитрой жизни. Это смысл. Сверхзадача – побудить читателя с другого угла осмыслить привычное.
Тааак… Ловим первую строчку….
—- когда идти всё время прямо…
Строчка важна, ей нужно повториться ещё дважды, в 4-м и 8-м стихах.
Ловим вторую строку…
—- уйти не сможешь далеко.
Третья строчка и рифмовка бб.:
—- наш мир – игольное ушко…
(иии повторяется первая строка!) Получилось:
Когда идти всё время прямо,
уйти не сможешь далеко.
Наш мир – игольное ушко –
когда идти всё время прямо.
Смысл прошёл? Вроде, да. Дальше по схеме, рифмуем со второй строкой, а следующую – с первой:
—– и лес, и луг, и озерко –
—- всё будет скрыто жёсткой рамой.
Это я добавила образ – жизнь, как пейзаж.
И – вуаля! – повторяются первые две строчки. Как резюме.
И лес, и луг, и озерко –
всё будет скрыто жёсткой рамой.
Когда идти всё время прямо,
уйти не сможешь далеко.
Уау… Я написала триолет. Вот:
Когда идти всё время прямо,
уйти не сможешь далеко.
Наш мир – игольное ушко –
когда идти всё время прямо.
И лес, и луг, и озерко –
всё будет скрыто жёсткой рамой.
Когда идти всё время прямо,
уйти не сможешь далеко.
Проверяю схему рифмовки. Итожу: выразила ли задуманный смысл? Думаю, да, как смогла.
Для меня важна целостность стихотворения. Есть? Как будто, да – смысловая, ритмическая, образная. Остаётся надеяться, что и сверхзадача будет достигнута.